Красота есть уже иной мир за этим миром


Красота есть уже иной мир за этим миром

Во фразе Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе они не пойдут» цели­ком раскрылось рациональное, англосаксонское отношение вообще к проблеме инаковости. Глаголы «есть», «не пойдут» как бы подчеркивают особен­ности западного, экспансивного сознания, в кото­ром важны Причина, Начало и Цель.

В языке «хинди» временные понятия «завтра» И «вчера» звучат одинаково, реальное «настоящее» длится вечно. Эти ментальные различия в ощуще­нии метра,** времени и пространства как бы обе­регают экологию глобальных идей «Запад – Восток», служа постоянным источником эмоциональных и рациональных экспериментов в области культуры и философии с обеих сторон.

Увлечение Востоком периодически возникало в Европе на протяжении XIX и ХХ веков. В каждой европейской стране было свое ощущение Востока. В Испании это вылилось в драматичный диалог с устойчивыми традициями африканского Марокко; во Франции и Англии оказались притягательными пластические идеи Японии и Китая. В русской куль­туре были популярны стилистические и сюжетные мотивы Центральной Азии и Среднего Востока.

Одними из самых ярких явлений русского ори­ентализма XIX века были творчество художников В.Верещагина, А.Орловского, музыкальные произ­ведения М.Глинки, И.Бородина, Н.Римского-Корса­кова. В их творениях тема Востока сочетала в себе историческую и этнографическую точность с глубо­ким проникновением в духовную среду.

В конце XIX – начале ХХ века ориентальные тенденции обрели стилистическое разнообразие. Неординарно в этом плане выглядело творчество Павла Кузнецова. Его эскизная, легкая манера спо­собствовала воссозданию наивного сознания ко­чевников, гармонично пребывавших в космическом теле мироздания.

К «русскому ориентализму» начала ХХ века мож­но отнести эклектичное творчество среднеазиатско­го мастера Усто Мумина. В его темперных притчах самым причудливым образом переплелись тради­ции иранской миниатюры и приемы академической живописи.

Благодаря деятельности Н. Рериха «русский ори­ентализм» пере рос свои национальные и темати­ческие рамки, став философской, визуальной кон­цепцией мирового духовного учения.

В советский период ориентальная тема развива­лась в нескольких направлениях, начиная от про­граммного создания национальных школ и закан­чивая творческими командировками российских художников по Средней Азии и Казахстану. Посте­пенно у многих живописцев и графиков собрались живописные, графические серии на ориентальную тему, в которых наряду с историко’-этнографической задачей решались пластические проблемы пленэр­ной живописи.

Довольно своеобразно выглядит современный «русский ориентализм» рубежа ХХ и XXI веков. В отличие от предыдущего реалистического периода, акцентировавшего внимание на бытовом и этногра­фическом аспектах, в нем возрождаются романти­ческие тенденции «экзотической живописи», сосре­доточенной на выявлении контрастных визуальных качеств предмета изображения.

По сравнению с другими, менее рельефными направлениями в художественной жизни дорефор­менной и постреформенной России, «современный русский ориентализм» несет в себе ряд характер­ных, противоречивых качеств, содержащих в себе художественный потенциал.

Так, при его в целом локальном характере, он ли­шен ксенофобных тенденций. Это способствует воз-

*Н.Бердяев, Самопознание, М.1991 г.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.